Городское методическое объединение № 4 для старших воспитателей города Алушты.
Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей
старшего дошкольного возраста»
В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только азы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Поэтому занятия по формированию ФГ необходимы не только школьникам и студентам, но и дошкольникам.
Основная цель реализации курса «Основы финансовой грамотности» в ДОО – формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у старших дошкольников. Для достижения этой цели мы включили изучение основ финансовой для детей 5–7 лет.
На уровне МДОУ преподавание основ финансовой грамотности позволяет решать следующие задачи, зафиксированные во ФГОС ДО:
- «Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром».
- «Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».
- «Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности».
- «Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней – дошкольного и начального общего образования».
- «Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».
На уровне развития каждого ребенка следует выделить следующие основные образовательные задачи изучения основ финансовой грамотности:
- познакомить дошкольников с денежной сферой жизни, сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;
- заложить основы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам; подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги;
- дать дошкольникам первичные финансовые и экономические представления; обогатить словарный запас дошкольников основными финансово-экономическими понятиями, соответствующими их возрасту;
- подготовить к принятию своих первых финансовых решений, способствовать формированию разумных экономических потребностей, умению соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения;
- стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам; положить начало формированию финансово-экономического мышления;
- сформировать умение рационально организовывать свою трудовую деятельность;
- содействовать формированию позитивной социализации и личностному развитию дошкольника.
Среди основных воспитательных задач можно выделить:
- стимулирование интереса к изучению мира финансов;
- активизация коммуникативной деятельности детей;
- формирование у детей положительной мотивации к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью;
- повышение ответственности и самоконтроля - качеств, необходимых для достижения успеха в жизни;
- воспитание уважения к своему и чужому труду, добросовестного отношения к посильному труду, коллективизму в быту, предусматривающему взаимопомощь между членами семьи, друзьями, соседями;
- воспитание нравственно-экономических качеств личности: трудолюбия, деловитости, предприимчивости, добросовестности, ответственности и самоконтроля, уверенности в себе, поиск наилучшего выхода из ситуации;
- воспитание бережного отношения ко всем видам собственности (личной и общественной), семейному и общественному достоянию, материальным
ресурсам;
- побуждение к взаимопомощи и поддержке, желанию делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребёнка.
Обязательно нужно использовать возможности РППС при формировании основ ранней финансовой грамотности. Предметно-пространственная экономическая среда должна включать предметы, отражающие содержание различных сфер экономики (производственно-технологической, юридической, товарно-денежной, нравственно-этической и др.). В соответствии с этим можно выделить зоны:
- информационную (произведения художественной литературы экономического содержания);
- занимательно-экономическую (кроссворды, лабиринты, головоломки, экономические задачи, ребусы и др.);
- деятельностно-игровую (дидактические игры, предметы-игрушки для организации сюжетно-ролевых игр, таких как «Банк», «Аукцион», «Биржа», «Рекламное агентство» и др.).
Варианты объектов РППС по ранней финансовой грамотности:
- деньги, нарисованные детьми;
- картотека загадок;
- книги художественные и научно-популярные, комиксы;
- аудиотека;
- альбом: пословицы и поговорки в картинках;
- медиатека из презентаций;
- медиатека интерактивных игр;
- медиатека мультфильмов;
- альбомы об одной профессии или нескольких схожих профессиях;
- карточки о профессиях;
- дидактические игры;
- кроссворды;
- ребусы;
- лабиринты тематические;
- игры-путешествия;
- банковские карты;
- ненастоящие деньги;
- банкомат;
- металлические устаревшие деньги;
- альбом «Эволюция денег»;
- атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
Для изучения основ финансовой грамотности решающее значение имеют средства обучения. Общепринято их деление на: демонстрационные (применяемые взрослыми) и раздаточные (используемые детьми); визуальные (для зрительного восприятия); аудиальные (для слухового восприятия); аудиовизуальные (для зрительно-слухового восприятия); естественные (натуральные) и искусственные (созданные человеком); реальные (существующие) и виртуальные (не существующие, но возможные) и др.
Реализуя в ДОО рабочие Программы по формированию основ финансовой грамотности педагогам необходимо использовать формы и методы, которые позволяют детям стать активными участниками учебного процесса. В процессе организации образовательной деятельности рекомендуется использовать как традиционные, классические формы (игра, беседа, чтение, экскурсии, наблюдения и др.), так и современные (проектная деятельность, ситуационные задачи, мастерские, викторины и конкурсы, театрализованные постановки и др.). Все формы носят интегративный характер, позволяют развивать разные виды деятельности дошкольников.
Перед воспитателем стоит задача привлечь родителей (законных представителей) к плодотворному взаимодействию в качестве помощников в процессе изучения ребенком основ финансовой грамотности.
С этой целью ДОО должна:
- быть максимально «открытой» для родителей (законных представителей) ребенка;
- предоставлять исчерпывающую информацию об образовательных программах, включая программу «Основы финансовой грамотности»;
- разъяснять специфику образовательной деятельности и регулярно информировать о ходе реализации образовательных программ;
- предоставить возможность открытого обсуждения вопросов, связанных с реализацией программ по финансовой грамотности;
- по возможности привлекать родителей к проведению занятий с дошкольниками.
Контакт между семьей и педагогом помогает построить отношения взаимопонимания между ними и выработать общий подход, а также обеспечить большую логичность и последовательность в обучении и развитии самого ребенка.
В содержание работы с родителями входят:
- Информационные методы.
- Изучение и учёт интересов, мнений и запросов родителей, семейного опыта. Анкетирование, опросы, тестирование, личные беседы, родительская почта.
- Проведение лекций, семинаров, практикумов, бесед, тренингов, конкурсов, праздников, театрализованных постановок, выставок, экскурсий.
- Проведение маршрутов выходного дня: банк, торговый центр, музей…
- Проведение встречи с интересными людьми: финансисты, представители страховой компании, бизнесмены…
- Конкурсы.
- Изготовление семейных экономических газет.
- Участие в экономическом аукционе, в игре «День предпринимателя», в викторинах и т.д.
- Детско-родительские проекты.
- «Брейн-ринг».
- Образовательный веб-квест.
- Семейный финансовый фестиваль.