Вы здесь

ГМО для старших воспитателей "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"

26
Апр
Автор: 
Все новости

Городское методическое объединение № 4 для старших воспитателей города Алушты.

Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей
старшего дошкольного возраста»

 

         В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности.        В дошкольном возрасте закладываются не только азы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Поэтому занятия по формированию ФГ необходимы не только школьникам и студентам, но и дошкольникам. 
     Основная цель реализации курса «Основы финансовой грамотности» в ДОО – формирование финансовой     культуры    и азов   финансовой  грамотности      у        старших дошкольников. Для достижения этой цели мы включили изучение основ финансовой для детей 5–7 лет. 
      На уровне МДОУ преподавание основ финансовой грамотности позволяет решать следующие задачи, зафиксированные во ФГОС ДО: 
  1. «Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром». 
  2. «Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей              и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». 
  3. «Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности». 
  4. «Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней – дошкольного и начального общего образования». 
  5. «Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей». 
  На уровне развития каждого ребенка следует выделить следующие основные образовательные задачи изучения основ финансовой грамотности: 
  • познакомить дошкольников с денежной сферой жизни, сформировать     у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение             к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;
  • заложить основы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам; подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги;
  • дать   дошкольникам     первичные финансовые         и экономические представления;        обогатить   словарный запас           дошкольников     основными финансово-экономическими понятиями, соответствующими их возрасту; 
  • подготовить к принятию своих первых финансовых решений, способствовать формированию разумных экономических потребностей, умению соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения; 
  • стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам; положить начало формированию финансово-экономического мышления; 
  • сформировать умение рационально организовывать свою трудовую деятельность; 
  • содействовать формированию позитивной социализации и личностному развитию дошкольника. 
     Среди основных воспитательных задач можно выделить:
  • стимулирование интереса к изучению мира финансов; 
  • активизация коммуникативной деятельности детей;
  • формирование у детей положительной мотивации к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью;
  • повышение ответственности и самоконтроля - качеств, необходимых для достижения успеха в жизни;
  • воспитание уважения к своему и чужому труду, добросовестного отношения к посильному труду, коллективизму в быту, предусматривающему взаимопомощь между членами семьи, друзьями, соседями; 
  • воспитание нравственно-экономических качеств личности: трудолюбия, деловитости,        предприимчивости,           добросовестности,        ответственности и самоконтроля, уверенности в себе, поиск наилучшего выхода из ситуации; 
  • воспитание бережного отношения ко всем видам собственности (личной и общественной), семейному и общественному достоянию, материальным
ресурсам; 
  • побуждение к взаимопомощи и поддержке, желанию делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребёнка.
     Обязательно нужно использовать возможности РППС при формировании основ ранней финансовой грамотности. Предметно-пространственная экономическая среда должна включать предметы, отражающие содержание различных сфер экономики (производственно-технологической, юридической, товарно-денежной, нравственно-этической и др.). В соответствии с этим можно выделить зоны: 
  • информационную          (произведения     художественной литературы экономического содержания); 
  • занимательно-экономическую (кроссворды, лабиринты, головоломки, экономические задачи, ребусы и др.); 
  • деятельностно-игровую (дидактические игры, предметы-игрушки для организации сюжетно-ролевых игр, таких как «Банк», «Аукцион», «Биржа», «Рекламное агентство» и др.). 
Варианты объектов РППС по ранней финансовой грамотности:
  • деньги, нарисованные детьми;
  • картотека загадок;
  • книги художественные и научно-популярные, комиксы;
  • аудиотека;
  • альбом: пословицы и поговорки в картинках;
  • медиатека из презентаций;
  • медиатека интерактивных игр;
  • медиатека мультфильмов;
  • альбомы об одной профессии или нескольких схожих профессиях;
  • карточки о профессиях;
  • дидактические игры;
  • кроссворды;
  • ребусы;
  • лабиринты тематические;
  • игры-путешествия;
  • банковские карты;
  • ненастоящие деньги;
  • банкомат;
  • металлические устаревшие деньги;
  • альбом «Эволюция денег»;
  • атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
Для изучения основ финансовой грамотности решающее значение имеют средства обучения. Общепринято их деление на: демонстрационные (применяемые взрослыми) и раздаточные (используемые детьми); визуальные (для зрительного восприятия); аудиальные (для слухового восприятия); аудиовизуальные (для зрительно-слухового восприятия); естественные (натуральные) и искусственные (созданные человеком); реальные (существующие) и виртуальные (не существующие, но возможные) и др. 
Реализуя в ДОО рабочие Программы по формированию основ финансовой грамотности педагогам необходимо использовать формы и методы, которые позволяют детям стать активными участниками учебного процесса.       В        процессе     организации образовательной деятельности        рекомендуется использовать как традиционные, классические формы (игра, беседа, чтение, экскурсии, наблюдения и др.), так и современные (проектная деятельность, ситуационные задачи, мастерские, викторины и конкурсы, театрализованные постановки и др.). Все формы носят интегративный характер, позволяют развивать разные виды деятельности дошкольников. 
Перед воспитателем стоит задача привлечь родителей (законных представителей) к плодотворному взаимодействию в качестве помощников           в процессе изучения ребенком основ финансовой грамотности. 
С этой целью ДОО должна: 
  • быть максимально        «открытой»          для    родителей (законных представителей) ребенка; 
  • предоставлять исчерпывающую информацию об образовательных программах, включая программу «Основы финансовой грамотности»; 
  • разъяснять специфику образовательной деятельности и регулярно информировать о ходе реализации образовательных программ; 
  • предоставить возможность открытого обсуждения вопросов, связанных с реализацией программ по финансовой грамотности; 
  • по возможности привлекать родителей к проведению занятий                 с дошкольниками.
     Контакт между семьей и педагогом помогает построить отношения взаимопонимания между ними и выработать общий подход, а также обеспечить большую логичность и последовательность в обучении и развитии самого ребенка.
    В содержание работы с родителями входят: 
  1. Информационные методы.
  2. Изучение и учёт интересов, мнений и запросов родителей, семейного опыта. Анкетирование, опросы, тестирование, личные беседы, родительская почта.
  3. Проведение лекций, семинаров, практикумов, бесед, тренингов, конкурсов, праздников, театрализованных постановок, выставок, экскурсий.
  4. Проведение маршрутов выходного дня: банк, торговый центр, музей…     
  5. Проведение встречи с интересными людьми: финансисты, представители страховой компании, бизнесмены…
  6. Конкурсы.
  7. Изготовление семейных экономических газет.
  8. Участие в экономическом аукционе, в игре «День предпринимателя»,   в викторинах и т.д.
  9. Детско-родительские проекты.
  10. «Брейн-ринг».
  11. Образовательный веб-квест.
  12. Семейный финансовый фестиваль.
     Таким образом, при формировании образовательных программ                 и проведении различных мероприятий, включающих финансовое образование     и просвещение, целесообразен комплексный подход по схеме «дети – родители – педагоги», который предполагает одновременную деятельность на все три группы одновременно. 
Материалы по финансовой грамотности для родителей и педагогов.
Материалы для работы
Картотека дидактических игр
Картотека сказок
​Экономические сказки

Подборка презентаций и мультфильмов

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

 

Новости

Со Светлым праздником Пасхи!
Праздник Пасхи издавна считался одним из самых главных христианских праздников на Руси.
Акция "Окна Победы"
Окна Победы» - это традиционная акция, которая проходит в преддверии празднования дня Победы.
Акция "С добрым утром, Алушта!"
     В этот солнечный день мы рады просну
Развлечение в библиотеке "Путешествие в космос"
     День Космонавтики, как и любая важна
Неделя инклюзивного образования!
      Во исполнение письма Министерства о
День цирка!
     Издревле люди стремились к развлечениям.
Международный день детской книги!
     Книги сквозь века передают учения, о
31 марта - день рождения К.И. Чуковского!
     Корней Иванович Чуковский один из лю
Внимание! Воздушная тревога!
     Сегодня, 29.03.2024 г., в нашем детс
Международный день театра!
     27 марта отмечался Международный ден
22 марта - Всемирный день воды!
22 марта отмечается всемирный день воды.
Крымская весна!
     10 лет назад – наш родной Крым воссо

Вход на сайт

Яндекс.Метрика